Основной структурной единицей МБДОУ № 266 является группа воспитанников дошкольного возраста.
В настоящее время в МБДОУ функционирует 8 групп: 1 группа раннего возраста, 5 групп дошкольного возраста (из них 2 группы расположены в помещении Модульного детского сада), 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речевого развития (по направлению ПМПК).
Все группы однородны по возрастному составу детей: 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет.
Целью образовательной программы МБДОУ № 266 является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, единого процесса социализации и индивидуализации личности.
Достижение поставленных целей обеспечивает решение следующих задач:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого воспитанника в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
- Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программы с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В основе реализации ООП лежит комплексный подход, обеспечивающий развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Образовательная программа включает в себя две части – обязательную, обеспечивающую достижение воспитанниками готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования, и часть, формируемую участниками образовательного процесса, которая отражает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. Данная часть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных условий в которых осуществляется образовательная деятельность; условия, в которых осуществляется образовательный процесс, и направлена на поддержку областей основной части программы.
Полноценное личностное формирование и становление, готовность к школьному обучению, обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности осуществляется посредством реализации примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В целях обеспечения равного старта для детей с речевой патологией в МБДОУ используются следующие программы и пособия:
- Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи);
- "Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей" Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;
- "Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей" Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Реализуются парциальные образовательные программы дошкольного образования следующей направленности:
- Физическое развитие: Программа "Развивающая педагогика оздоровления" В.Т. Кудрявцева; "Са-Фи-Дансе" Ж. Фирилевой, Е. Сайкиной
- Познавательное развитие: Программа "Конструирование и художественный труд в детском саду" под ред. Л.В. Куцаковой
- Художественно-эстетическое развитие: Программа "Гармония" К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан; Программа развития музыкальности у детей раннего возраста "Малыш" В.А. Петровой; Программа "Синтез" К.В. Тарасовой; Программа "Ритмическая мозайка" А.И. Бурениной; Программа "Цветные ладошки" И.А. Лыковой
- Социально-коммуникативное развитие: Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия "Вместе" Е.В. Рыбак; "Ребенок в социуме" Р.М. Чумичевой
- Речевое развитие: "Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду" под ред. О.С. Ушаковой
- "Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций Донского казачества" под ред. Л.А. Баландиной
- "Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании" под ред. Т.С. Комаровой
- "Твоя Вселенная" Е.П. Левитан
- "Познай себя" М.Л. Лазорев
В основе системы взаимодействия МБДОУ № 266 с семьями воспитанников лежит идея сотрудничества, психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) в процессе воспитания и развития воспитанников МБДОУ (Закон "Об образовании в Российской Федерации", гл. 4, ст. 44).
Главным в контексте взаимодействия детского сада с семьей является личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка, что позволяет решать следующие задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей
- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы
- Изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания
Для решения поставленных задач используются следующие формы и методы работы с семьей:
- индивидуальное или групповое консультирование;
- просмотр родителями занятий и режимных моментов;
- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;
- анкетирование;
- опрос;
- беседы с членами семьи;
- наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное);
- анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему;
- фиксация дня ребенка.
- формирование единого понимания педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- педагогическое просвещение родителей;
- общие и групповые родительские собрания;
- совместные досуги, праздничные мероприятия;
- ведение страничек для родителей на сайте МБДОУ.
Кроме основных форм работы, осуществляется постоянное взаимодействие родителей и сотрудников детского сада в процессе ежедневных непосредственных контактов, в утренние и вечерние часы, ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях, неформальных бесед по вопросам воспитания и развития детей, посещения родителями учреждения для ознакомления с текущим педагогическим процессом и участия в нем ("Дни открытых дверей для родителей").
Вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители заинтересованы в дальнейшем развитии своего ребенка.
Открытость детского сада для семьи, сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, создание активной развивающей среды обеспечивает возможность реализации единых подходов к развитию личности ребенка в семье и детском саду.